Пятница, 29.03.2024, 00:59

Сейте разумное, доброе, вечное,
    Сейте! Спасибо вам скажут сердечное!
               («Сеятелям» (1877) Н. А. Некрасов)

Вы вошли как Халявщик :) | Группа "Гости"
Меню сайта
Новости сайта
Друзья сайта
Сайт работает
Вы на карте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Своих: 0


Библиотека

Главная » Библиотека » Заметки

Омега-мэппинг

Ограничения майндмэппинга при создании идей

Я не критикую майндмэппинг как таковой — для меня он по-прежнему остается очень эффективным методом организации мышления. Одна из моих самых полезных ментальных карт — полный конспект книги Thinkertoys (300 стр.) на одном листочке ежедневника (в отсканированном и уменьшенном виде). Я говорю лишь об ограничениях, возникающих при использовании майндмэппинга в процессе создания идей. Они, на мой взгляд, заключаются в следующем.

  1. Дивергенция vs конвергенция. Ментальная карта дивергирует, то есть расходится в разные стороны, усложняясь в сторону аналитики и детализации картины. Правда, благодаря своей структурности она одновременно и организует эту картину. Однако структура ментальной карты закладывается на начальном этапе работы и соответствует исходному представлению о проекте, которое часто бывает нагружено стереотипами. В конечном же итоге нужна конвергенция, объединение разрозненных деталей в рамках единой новой концепции, словом, не только картина какой-то ситуации, пусть и структурированная, но и идея ее преобразования, подчиняющая себе все детали и частности. 

  2. Рост vs эволюция. Основная графическая схема ментальной карты — это ветвящийся круг. Круг подразумевает рост, но не развитие в смысле перехода на качественно иную ступень. Главная тема, над которой идет работа, расположена в центре. Это удобно для начального этапа работы, а также для проектов, концепция которых не меняется по ходу работы (например, упорядочивание и запоминание информации, уже обладающей какой-то структурой). Однако все усложняется, как только в ходе работы появляется новая идея, идущая вразрез с установленными ранее аксиомами и способная радикально изменить саму концепцию проекта и соответственно структуру карты. Многие, наверно, испытывали сложность с тем, куда ее поместить. При этом самые интересные идеи чаще всего рождаются на периферии ментальной карты и их довольно сложно собрать вместе. А ведь в конечном итоге название темы, помещаемое в центре, — не более чем исходная точка, обладающая намного меньшей значимостью, чем идея или концепция, по-новому и более эффективно объединяющая всю картину.

  3. Непрерывность vs прыжки. Ментальная карта строится на связях между элементами, которые могут иметь иерархический или ассоциативный характер, но в любом случае идут от уже известного. Однако часто бывает так, что сначала возникает новая идея, а потом, задним числом, от нее выстраиваются связи к уже существующим элементам картины, причем идея может кардинально изменить всю картину.

Кстати, Тони Бьюзен, как мне кажется, понимал эти ограничения (см. раздел «Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт» в моей заметке про майндмэппинг). Эти правила как раз и призваны сделать мыслительный процесс более ассоциативным и менее рациональным. Еще Бьюзен рекомендует сначала рисовать черновую ментальную карту, а потом уже определять ее структуру (основные ветви) и перерисовывать начисто. Однако лично мне это не всегда удобно. Кроме того, даже такая усовершенствованная структура все равно будет отражать лишь начальное представление о проекте. В любом случае, майндмэппинг не требует реструктуризации карты, а мне бы хотелось, чтобы такая реструктуризация была неотъемлемой частью методики.

Концепция омега-мэппинга

На чем основана идея омега-мэппинга?

В работах Тейяра де Шардена есть очень богатая концепция точки Омега, которая послужила отправным пунктом для моих построений. (Что имеет в виду Тейяр, можете почитать в его знаменитой книге Феномен человека).

В моей терминологии, применительно к развитию проектов, точкой омега я назвал то неизвестное, которое должно по окончании работы воплотиться в новую идею или концепцию. Или, если посмотреть с обратной стороны, точка омега — это то, во что проект конвергирует в данный период времени.

Точка омега — это мечта и цель, а также путь к их достижению. Точка омега должна обладать тем свойством, что, находясь в будущем, она организует настоящее по отношению к себе — активно мотивирует участников проекта, дает путь к его развитию и решению возникающих проблем.

Точка омега может быть разного масштаба, от простой идеи для решения текущей проблемы до концепции всего проекта. Точек омега может быть несколько, хотя через какое-то время становится различима точка более высокого порядка, в которую они конвергируют.

Точка омега невыводима из исходных данных рациональным путем, зато по ее достижении исходные данные выводимы из нее. Переход к ней происходит посредством прыжков, прорывов в мышлении, после чего задним числом выстраиваются абсолютно рациональные связи к исходным данным.

Как именно происходит прыжок, заранее известно быть не может. Он может быть результатом спонтанного инсайта, вероятность которого при использовании омега-мэппинга, на мой взгляд, выше среднего. Возможо и использование подходящих к случаю креативных методик. Однако в любом случае после этого происходит «перетряска» уже существующей картины или создание новой.

Многие открытия в науке и технике были сделаны именно посредством «прыжков». Иногда гипотеза даже исходила из неверных предпосылок, однако, когда она подтверждалась, для нее находились другие основания. О прыжках пишет, в частности, Эдвард де Боно в «Латеральном мышлении«, сравнивая особенности вертикального и латерального мышления.

Омега-мэппинг на практике

Технология очень проста и содержит всего два шага.

Шаг 1. Альфа-дерево и прыжок к омеге. Расположите на листе бумаги А4 или А3 (если проект большой) буквы альфа (слева) и омега (справа). Нарисуйте вправо от альфы линию с названием проекта и начните рисовать от нее дерево возможностей, располагая на нем информацию о проекте, которой вы располагаете или которой вам не хватает, а также имеющиеся возможности и альтернативы. Как и в майндмэппинге, используйте ключевые слова, располагая их по одному на ветвях дерева. Теперь, располагая основной информацией о проекте, на отдельной ветви расположите задачи, для решения которых требуются новые идеи, и проблемы, угрожающие развитию проекта. Затем определите центральную проблему или главную задачу. В случае сложного проекта их может оказаться несколько, однако старайтесь все-таки свести их количество к минимуму.

Прояснив центральную проблему или проблемы, приступайте к поиску омега-точки. Для этого можно использовать одну из креативных методик, описанных здесь. Запись идей, возникающих в процессе работы, лучше вести на отдельном носителе. Затем выберите идею, которая соответствует критериям отбора — например:

  • мотивирует участников проекта,
  • дает ключ к решению задач и проблем проекта,
  • имеет потенциал для развития проекта,
  • соответствует масштабу проекта.

Когда омега-идея найдена, сформулируйте ее в виде одного ключевого слова и напишите на ветке слева от омеги.

Возможно, на этом шаге у вас родится несколько равноправных идей-кандидатов. В этом случае проделайте четвертый шаг для каждой из альтернатив и затем выберите наиболее многообещающую концепцию.

Шаг 2. Омега-дерево. Теперь постройте новые связи от точки омега к дереву возможностей, выбирая те ветки дерева, которые лучше всего подходят к возникшей концепции. Если для лучшего соответствия новой концепции требуется какое-то действие (как чаще всего бывает), напишите соответствующее ключевое слово на соединительной линии. В итоге у вас получится «обратная карта» от частного к общему, которая и будет содержать самые перспективные шаги для достижения цели вашего проекта.

omegamapping_1.jpg

Схема построения омега-карты.

Omega Mapping sample | Омега-карта

Так выглядит неоконченная омега-карта (начало 4 этапа).

Ответы на некоторые возможные вопросы

— Для каких проектов эта технология подходит лучше всего?

Наиболее очевидная область применения омега-мэппинга — это разработка проектов с открытым результатом. Иными словами, это проекты, где результат не может быть заранее известен, его нельзя «потрогать заранее». В целом это вся сфера услуг. В частности, это, например, реклама, дизайн, маркетинг, создание и продвижение новых продуктов и услуг, а также создание или оптимизация бизнеса. В общем, все то, что связано с непредсказуемыми изменениями.

Самый простой пример — создание интернет-проекта. Никто, начиная работу над новым сайтом, не может с определенностью сказать, каков именно он должен быть, чтобы наиболее эффективно выполнять свою задачу (да и задача-то не всегда ясна) и как именно к этому прийти. Обычно это определяется либо интуитивным путем, либо (чаще всего) методом проб и ошибок. Однако ошибки могут стоить очень и очень дорого, — например, на программирование некоего функционала может уйти большое количество времени, а сам функционал окажется ненужным. К сожалению, интернет пестрит заброшенными проектами — мы просто не очень часто на них натыкаемся в силу особенностей траффика. (Кто не верит, загляните на Ghostsites. Очень большой и поучительный список.)

— В чем сильные стороны омега-мэппинга?

  • Омега-мэппинг ориентирован на результат.
  • Омега-карта визуализирует творческий процесс, делает его наглядным. В сущности, она отображеет естественную внутреннюю структуру творческого процесса.
  • Омега-идея, с одной стороны, не зажата стереотипами, с другой — не оторвана от проекта.
  • Пересмотр и реструктуризация исходных паттернов мышления заложены в самой структуре омега-мэппинга. Это повышает вероятность создания действительно новой и эффективной идеи.

— Представителям каких профессий эта технология может быть наиболее полезна?

Всем, кто создает идеи и концепции в любой области и обладает достаточными полномочиями для их реализации. Например, это могут быть владельцы собственного бизнеса любого масштаба, управленцы, представители творческих профессий, фрилансеры.

— Сколько времени занимает создание омега-карты?

Мне кажется оптимальным разбить работу на 2 части: 1) создание дерева возможностей и определение проблемы и 2) прыжок к омега-идее и обратная карта. Количество времени, которое можно отвести на каждую часть, зависит от уровня решаемой проблемы. Минимальное время, в которое реально уложиться, — 2 тайма по 20 минут.

Категория: Заметки | Добавил: Ksefania (21.03.2011)
Просмотров: 2338 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]